Польские Татры, Wizzair и 3 дня выходных

Anastasiia Azarova
7 min readNov 1, 2018

Пост о том, что поход в горы гораздо ближе и доступнее, чем это кажется. А из снаряжения может быть достаточно легких спальников и спортивной обуви.

Мы с мужем всегда стараемся заранее планировать поездки, особенно если выпадает 3 дня выходных (и есть возможность взять 1 день отпуска), особенно учитывая, что харьковский аэропорт становится все больше похож на аэропорт второго по величине города Украины.

Итак, новый рейс на Катовице. Для мужа это сразу значит, что в течение дня мы можем оказаться в красивейших горах, а за 4 дня прочувствовать кайф тяжести рюкзаков, сложности подъемов и конечно вылить это все в несколько минут крутого видео на память.

Формат путешествия, при этом, нас ожидал достаточно “европейский” и цивилизованный. Аккуратно проложенные (иногда буквально вымощенные из булыжника) маркированные тропы и частые указатели на сколько могли облегчали крутость подъемов.

Татры, по сути, являются частью горной цепи Карпат, хотя на Карпаты они совсем не похожи. Подобные места можно найти в наших Горганах. Это самые высокие горы в Восточной Европе, а их климат близок к альпийскому.

Далее краткий рассказ. И фоточки :)

День 0.

В Катовице мы прилетели около 10 вечера. Поскольку сильно заморачиваться мы не любители, а с введением безвиза тем более, на паспортный контроль мы пришли ровно с паспортом. Без страховки, без кипы документов, которыми шуршал народ. Очередь шла медленно (паспортный контроль мы проходили 2 часа!). Пока люди, переживая у стойки, доставали из папок бумагу за бумагой, мы быстро (но не без выяснений, кто виноват, что мы без документов)) оформили страховку онлайн. Я не могу сказать достаточно этого или нет, так как попав на стойку последними, мы просто получили свои отметки в паспорта, а проверяющая решила не уточнять цели нашего визита и выбранные нами места для расположения. Тем не менее, 2 необходимые вещи при прохождении границы в Польше стоит с собой иметь: страховка (в целом рекомендую ее иметь всегда и везде), подтверждение букинга жилья (или прописанный маршрут путешествия).

День 1.

Переночевав в близлежащем отеле, мы на автобусе выдвинулись в Краков. Билеты брали онлайн, проблем с этим нет, достаточно много разных агрегаторов, которые выдает поисковик. Тем не менее, совет — бронировать заранее. FlixBus — один из самых популярных автобусных сервисов в Европе, который порадовал еще и наличием хорошего wifi на протяжении всей поездки.

Доехав до Кракова, мы приняли решение оставить затею начинать маршрут из Словакии, как изначально планировали, чему в последствии были очень рады, т.к. недооценивали его сложность, и пересели на автобус до Закопане, куда попали ближе к 15:00.

Take-aways so far (все достаточно очевидно):

• Валюту в банкоматах в Польше снимать не выгодно, достаточно большие комиссии.
  • Менять валюту на автостанциях или в аэропорту — соответственно тоже не выгодно.
  • Оплата картой — далеко не везде. Поэтому наличные все же рекомендуем брать. Готовились мы сумбурно, заранее ничего не меняли и страдали :)
  • Газовый баллон — не нашли, но и заранее не гуглили. Тем не менее, на месте не получилось. В целом, большой необходимости в нем не было.

Итак, старт. Маршрут пролегал в Национальном Парке Татр. Вход — символических 5 злотых с человека. Тропа с достаточно серьезным набором привела в приют (или схрониско, как его называют поляки) Мурованец .

Пару моментов о приютах:

• Бронировать места имеет смысл заранее. Работает все примерно следующим образом. Ставить палатки в парке нельзя, вы их нигде не встретите по пути, вам не попадется удобное незаметное место, чтобы этим правилом пренебречь (тем более делается это только лишь с целью сохранить естественность природы). Исключение составляют лишь пару мест, где в палатках могут оставаться профессиональные, сертифицированные альпинисты. Поэтому палатку мы с собой не брали, тем более это лишний вес. В приютах места делятся на удобные комнаты с кроватями, неудобные комнаты с двух-ярусными кроватями, неудобные комнаты без кроватей, но с мягкими матами на полу на толпу до 20 человек. Все эти варианты, конечно, имеют разную стоимость за ночь (от 50 до 90 злотых за кровать, в зависимости от количества человек в комнате). Народ, который доходит тогда, когда все места уже заняты, располагается где придется — на подоконниках, в коридорных проходах, на кухне на столах (в таком случае стоимость за проживание составляет ~15 злотых, т.к. по прежнему доступными остаются блага в виде ванной комнаты и кипятка). Мы не бронировали схрониска, т.к. нам была важна гибкость маршрута, но приходили достаточно рано, пока еще были свободные спальные места.
  • В приютах можно вкусно поесть и даже взять себе пива или вина, что отнимает романтики, но точно добавляет веселья толпе.
  • В приютах есть душ/туалет, бесплатный кипяток, крутая туристическая обстановка и сувениры :)

День 2.

Ранний подъем, завтрак (здесь кстати с удовольствием прорекламирую наше украинское туристическое питание — Їdlo, которое нас выручает практически во всех горных вылазках) и мы выдвигаемся на Zawrat. За дистанцию в 5 км дорога на Заврат представляет собой набор в 700 м по скалистой крутой местности. Рельеф непростой. Для того, чтобы оторвать взгляд от земли перед собой, нужно остановиться, иначе легко поскользнуться или оступиться на камнях.

Здесь мы впервые поднимались, придерживаясь за специально проброшенные цепи.

Дойдя до указателя на перевале, вариантов продолжить маршрут было два. Первый — следовать по “пути орла”, крутому горному хребту, самому сложному маршруту в Татрах. Второй — идти низом по простой тропе, о прохождении которой не похвастаешь в Инстаграмм. Мы попытались пойти по хребту, но неподходящая обувь, неудобные большие рюкзаки не позволили бы ловко передвигаться. Тем более заморосил дождь. Мокрые камни и цепи рассеяли сомнения, пришлось возвращаться. Однако даже неценителям экстрима, очень рекомендую пройти хотя бы часть маршрута, т.к. вас ждут крутые виды.

Простой маршрут лежал через долину пяти ставов. Достаточно скоро (в районе 16:00) мы добрались до следующего приюта. Забрав последние 2 места на полу в комнате на 17 человек, мы отправились отдыхать и гулять по живописной округе, расположенной в долине у озера.

День 3.

Ночью, хоть и с запозданием по прогнозным обещаниям, пришла гроза. Помимо мужского храпа и хохота девчонок к шумам ночевки в комнате на 17-рых добавился еще и яркий фиолетовый свет с шумом раскатов грома. Кое-как поспав мы проснулись не от будильника, а от зашуршавших рюкзаками и молниями спальников людей. В начале 8го мы уже были готовы двигаться дальше. Вариантов дальнейшего маршрута было много. Все они подразумевали разную сложность и разный километраж.

Учитывая ночную грозу и тяжелое небо, мы выбрали несложный маршрут, по которому можно было дойти до красивого озера через перевал (около 200 м набора высоты), на котором нас таки догнал дождь. За перевалом предстоял затяжной спуск по мокрым острым камням (не смотря на аккуратность инфраструктуры маршрута, рельеф Татр — это голые скалы, по которым достаточно неудобно передвигаться даже тогда, когда они сухие). Весь спуск (300 м сброса высоты) занял около 3 часов, включая передышку на мой разбитый во время падения с камня локоть.

Таким образом, в районе 10–11 утра, мы добрались до Morskie Oko, красивого и достаточно популярного (в том числе и в силу доступности на транспорте) озера.

Дальше предстоял спуск и выход из парка. 7 км по асфальтированной дороге до автобусной остановки. Можно проехаться на конной повозке, но этот вариант мы не рассматривали, поэтому стоимость не подскажу. По пути вниз нам посчастливилось увидеть оленя.

Всего пол часа на автобусе и мы снова в Закопане. Прямо на месте мы нашли и забукали симпатичный хостел, бросили вещи и пошли гулять. Закопане — милое, небольшое место, где было бы скучно, не попадись нам крутой Piano Bar. В целом, примерно такой должна быть Буковель: уютной, компактной и какой-то цельно слаженной. Так, полазив по барам и прочим ресторациям, мы вернулись в номер. Завтра домой.

День 4.

В 8 утра мы сели на автобус до автовокзала в Катовице. Там, еще раз убедившись, что автобусы лучше букать заранее (мы так и не выяснили, кто должен был об этом подумать), мы отдали 80 злотых за 20 км до аэропорта. 80 злотых (а не 120) мы отдали потому, что ту же машину забронировали по номеру телефона с мобильного приложения, на польско-русском пообщавшись с диспетчером.

To sum up:

1. Польские Татры — идеальное место для того, чтобы попробовать себя в походе. Они преодолимы для начинающих, на тропах встречаются люди с детьми.
  2. Заповедник Татр — это пример любви к природе.
  3. Польша проездом — та же Украина, но инфраструктура лучше.
  4. Удобные транспортные развязки, доступный практически везде wifi.
  5. Идеальный способ провести длинные выходные.